Мир музыкальной электроники переполнен различными приспособлениями и примочками. Эти волшебные коробочки могут улучшить ваше звучание, или сделать его ужасным. Все зависит от вашей грамотности. К сожалению, басисты обычно слабо представляют, что находится внутри примочек и как этим добром пользоваться. Искореним безграмотность в наших рядах!
Для начала, давайте поговорим о типах наиболее широко распространенных эффектов для бас гитары. Может показаться, что существуют сотни различных примочек, на самом же деле все они представляют собой модификацию нескольких базовых эффектов. Эти эффекты можно поделить на четыре категории: эквалайзеры, динамические процессоры, основанные на задержке времени и синтезирующие эффекты.
Эквалайзеры
Звук можно представить в виде спектра частот. Графически, низкие частоты изображаются слева, а высокие - справа. Так как звук представляет собой набор частот, то отдельная нота (например, E), может простираться вдоль всего спектра. Эта протяженность определяет тембр и тон звука.
Эквалайзер изменяет баланс между различными частотами, что помогает сделать звучание инструмента более четким и приятным. Например, если ваш усилитель хорошо усиливает низкие частоты и плохо средние, вы получите грязный, невнятный звук; в этом случае небольшое ослабление низких частот и поднятие средних сделает звук более ярким.
Существует несколько типов эквалайзеров. Самые простые - двухдиапазонные, работают с двумя полосами частот. Они имеют два регулятора, управляющих высокими и низкими частотами. В трех диапазонных эквалайзерах добавлен регулятор средних частот. С увеличением числа регулируемых диапазонов увеличивается и гибкость настройки. Если регуляторы сделаны в виде ползунков, то эквалайзер называется графическим, (фактически положение ползунков отражает картину спектра частот). Более широкие возможности имеют параметрические эквалайзеры. Они имеют по три регулятора на каждый диапазон, позволяя вам поднимать или опускать средние частоты, а также задавать ширину диапазона воздействия. Полупараметрические эквалайзеры обычно используются в усилителях. Они похожи на параметрические, но не позволяют регулировать ширину диапазона.
Динамические Процессоры
(compressor, expander)
Эти устройства работают с динамикой (громкостью и мягкостью) сигнала. Простейшим динамическим процессором является педаль громкости. Она позволяет гитаристу ногой регулировать громкость сигнала. Компрессор - более сложное устройство. Компрессор уменьшает динамический диапазон сигнала, усиливая слабые ноты и ослабляя сильные. Компрессор сглаживает сигнал. Он делает переход от ноты к ноте более последовательным. Компрессор также защищает динамик от опасных перегрузок, хотя это является основной задачей ограничителя сигнала. Рассмотрим еще один тип процессоров. Expander или noise gate делает тихий звук еще тише. Он может подавлять шумовой фон, когда Вы не играете.
Хотя компрессоры и expander выполняют противоположные функции, они обычно используются вместе. Компрессор выравнивает ноты, а expander чистит все между ними. Связка компрессоры/expander широко используется в студиях звукозаписи.
Эффекты, основанные на задержке времени
(chorus, liquidy)
Эти схемы разбивают сигнал на две половины, затем задерживают одну из половин, а потом повторно объединяют сигналы. Длительность задержки определяет тип эффекта. Если она превышает 75 миллисекунд, то получается "Эхо" или "slap-back". Если задержка 10-20 мс, создается эффект хора(chorusing), как будто играют несколько басистов. При задержке меньшей 10 мс получаются эффекты flanging и phasing, которые блокируют некоторые частоты и изменяют тон. Хор, flangers и phasers всегда выполняют "модулирующую" функцию, которая заставляет замедляться и ускоряться половину вашего сигнала, что заметно оживляет звук и создает эффекты "liquidy" или "whooshing", в зависимости от "скорости" и "глубины". Существуют устройства, позволяющие регулировать время задержки. С их помощью можно получать все описанные эффекты, однако, некоторые басисты предпочитают компактные устройства с фиксированной задержкой.
Синтезирующие эффекты
(overdrive, distortion, fuzz, octave divider)
Octave divider(Делитель октавы) - наиболее распространенный из всех эффектов этого класса. Он анализирует сигнал и понижает ноты на октаву. Очень эффективная штука, если вы играете высоко по грифу. Вы можете, не теряя времени, переходить с высоких нот на низкие. Pino Palladino обычно использует эту примочку и добивается потрясающих результатов.
Дистошн также считается синтезирующим эффектом, поскольку он добавляет сигналу высокие частоты, которых не было раньше. Дистошн делает звук более грубым и сырым, хотя некоторые отдельно взятые экземпляры при работе с бас гитарой создают очень приятный звук. Если Вы решили использовать дистошн, попробуйте несколько различных моделей и выберите ту, которая понравится.
Последнее напутствие: Ключ к получению шикарного звука - рассудительное использование эффектов. Ваша игра не должна превращаться в демонстрацию возможностей примочки. Конечно, эффекты могут звучать потрясающе, но они не должны отвлекать слушателя от музыкального произведения. Используйте эффекты со вкусом.